Невидимый фундамент [Заполярный вестник, четверг, 23 июня 2016 г.]

%d0%bd%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d0%b4-%d1%84%d1%83%d0%bd%d0%b4

Posted by on 23.06.2016

Общаясь со специалистами различных подразделений Заполярного филиала “Норникеля”, постоянно слышишь упоминание о техническом отделе. Создается впечатление, что техотделы взаимодействуют абсолютно со всеми направлениями компании и занимаются практически всем. Чтобы выяснить, так ли это, мы познакомились с  техническим отделом ПО “Норильсктрансремонт”, который входит в состав “Норильскникельремонта”.

Техотдел ПО “Норильсктрансремонт” довольно небольшой. В просторном уютном кабинете соседствуют семь инженеров-технологов, включая начальника отдела Илью Гаштова. Этот дружный коллектив выполняет огромный спектр работ.

– Основное направление деятельности – техническое сопровождение производств нашего предприятия: разработка технологий (изготовления, реставрации, ремонтов деталей, узлов и агрегатов), чертежей, дизайн-проектов, проектов производства работ и так далее, – начинает экскурс в трудовые будни своего отдела Илья Гаштов. – Каждое направление ведет закрепленный специалист.

– Относительно недавно мы участвовали в конкурсе “Норильскникельремонта” на разработку дизайн-проекта сервисного центра и заняли первое место, – руководитель показывает схему, закрепленную у него за спиной на огромной доске для заметок. – Исходных данных было очень мало: четыре стены и габариты. Наша задача при разработке дизайн-проекта – внести необходимое оборудование, распланировать помещения, коммуникации. На это у нас была всего неделя, сроки сжатые, так что дружно накинулись всем коллективом. Во время разработки отталкивались от существующих подобных центров, изучали мировые аналоги.

Сейчас первый в городе сервисный центр по обслуживанию ручного электроинструмента уже создан и запущен в работу, причем он полностью соответствует проекту.

Выезжаем на ситуацию

Одно из ключевых направлений работы отдела – разработка проектов производства работ (ППР) кранами. “Норильсктрансремонт” выполняет демонтаж, монтаж, перебазировку кранов различных типов и марок: башенных, самоходных, портальных. Все эти работы выполняются на основании ППР. В данный момент ведущий специалист по этому направлению в отделе – Борис Петкау. Помогает ему в этой работе и. о. инженера-технолога Дмитрий Москалев.

– В ППР оговариваются последовательность и виды работ, как их произвести безопасно, на каком расстоянии от здания располагается кран. Также есть графическая часть, где точно указано, где именно устанавливаются краны, где необходимо провести ограждения. Все в соответствии с федеральными нормами, – объясняет Борис.

Конечно же, для этого нужно увидеть обстановку своими глазами, поэтому инженеры “выезжают на ситуацию”, делают снимки, замеряют высоты и расстояния с помощью специального оборудования.

– Смотрим, есть ли помехи: электропровода, трубопроводы. Чтобы ставить кран рядом с ними, нужно запрашивать разрешение у владельцев трубопровода или ЛЭП. Если работы проводятся вблизи дорог, такой проект необходимо согласовать с органами ГИБДД и НПОПАТ, так как придется перекрыть движение и пустить транспорт в объезд, – поддерживает беседу Илья Гаштов.

“Женские” технологии

Разработку технологий на изготовление и реставрацию деталей машин, оборудования, металлоконструкций ведет хрупкая и, по словам коллег, очень талантливая девушка Елизавета Чистякова. В этом направлении отдел взаимодействует практически со всеми подразделениями объединения, которые занимаются ремонтом железнодорожного транспорта, автотранспорта, карьерной и грузоподъемной техники, железнодорожных и подкрановых путей, а также ремонтом судов.

А как иначе? Технология это руководство к действию для выполнения ремонтов, без нее ни один ремонтник не может приступить к работе. В технологию входят операционная карта, чертежи, расчет материалов.

– Сейчас разрабатываю технологию для сборки двухъярусного погрузочного стола. На каждую деталь – подробное описание: какую необходимо взять заготовку, какой применить инструмент, какие действия нужно выполнить, чтобы она заняла свое место в металлоконструкции, – показывает текущий проект Елизавета.

Объемы работы и то, с какой точностью ее необходимо сделать, поражают непосвященного человека. Елизавета же выполняет эту миссию с удовольствием. Более того, утверждает, что это исключительно женская работа, мужчинам она будет просто не интересна.

Еще одно направление работы техотдела – экологическое. Ответственна за него Галина Толчева:

– В мои обязанности входит обеспечение, соблюдение экологических норм и требований на предприятии. Контролирую, сколько электродов, лакокраски было использовано за период, сколько отходов было вывезено. Эту информацию я собираю в ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты, данные с которых входят в общий отчет “Норильскникельремонта” по соблюдению экологических нормативов.

Также сотрудники техотдела участвуют в получении лицензий и разрешительной документации, необходимой для выполнения поднадзорных видов работ в подразделениях объединения.

Так, при выполнении ремонтов судов необходимо свидетельство об одобрении Российским Речным Регистром. При ремонте колесных пар локомотивов обязательным условием является наличие аттестованной технологии наплавки. Сварочные работы, проводимые на подъемных сооружениях, выполняются в соответствии с аттестованной технологией сварки.

В активном поиске

Как и любой молодой и инициативный коллектив, техотдел активно участвует в поиске, внедрении и испытании инновационных материалов, технологий, методов работы и инструментов.

Предложения по техническому развитию производства, вынесенные на рассмотрение научно-технического совета (НТС), организованного из ведущих специалистов ПО “Норильсктрансремонт”, проходят целый ряд промышленных испытаний. В зависимости от результатов принимается решение о необходимости и целесообразности применения в производствах тех или иных материалов, оборудования, технологий. Часть предложений, преодолевая жесткий отбор НТС, приживается на предприятии, принося при этом немалую пользу, а порой даже заботясь о безопасности людей.

– Как известно, в “Норильскникельремонте” охрана труда на первом месте. Часто участки обращаются к нам с просьбой об обеспечении безопасности при выполнении того или иного вида работ, – объясняет Илья Гаштов.

Например, задали ремонтники непростую задачку: при выполнении работ на крышах локомотивов и вагонов рабочие находились по правилам в привязи, так как это работа на высоте, но они не могли никуда ее закрепить. Попросили придумать страховочный трос либо какое-то устройство, чтобы обезопасить людей от падения.

– Я занялся изучением вопроса, посмотрел, как он решается в других организациях. Нашел специальные передвижные площадки. Но у них характеристики не соответствовали нашим требованиям. Мы связались с производителями, предложили наши чертежи, и они индивидуально под наши характеристики согласились разработать эту конструкцию. Сейчас площадки уже попали в заявочную кампанию, оборудование скоро к нам поступит, – рассказывает Борис Петкау.

В общем, работы у отдела много, скучать некогда. Сложная и интересная работа техотдела не видна, когда мы наблюдаем за ремонтом. Но она как прочный фундамент лежит в основе каждого проекта, и порой даже в основе безопасности людей.

Мария ГРИГОРЬЕВА